На странице опубликованы отзывы участников акции о произведениях Фёдора Александровича Абрамова.
Организаторы акции не несут ответственность за заимствование участниками текстов для написания отзывов из источников, являющихся объектами авторского права. В случае обнаружения такой информации отзыв участника будет удален с сайта.
Этот рассказ тронул меня до глубины души. Я очень люблю животных. Они беззащитные существа, которые требуют нашей защиты и поддержки, они такие настоящие и искренние. А читая рассказ, я еле сдерживала слёзы. Очень жаль лошадей, которые томятся в душной и грязной конюшне, умирая от жажды и мучаясь от надоедливых насекомых. И всё же в некоторых из них ещё живёт вера в человека. Рассказы про былые счастливые времена в жизни лошадей вдохновляют их, поднимают дух. Я понимаю главного героя, который ушёл от ответа, не открыл всей правды. Ему тоже было жаль лошадей, он понимал, что они не заслуживают такого отношения. В глубине души ему было стыдно за всех людей. Этот рассказ учит нас бережнее и заботливее относиться к братьям нашим меньшим. Автор призывает нас задуматься о наших поступках, всегда быть честными не только с окружающими, но и с самим собой. Развернуть
Смирнова Дарья Сергеевна, г. Архангельск, Архангельская обл. 18.02.2020Мне понравилось произведение Ф. Абрамова «Франтик». Трогательный рассказ о семье Крутовых и собачке похожей на лису по кличке Франтик. В рассказе раскрывается тема семейных ценностей. Это видно по тому, что мама горевала о сережках не как о материальной ценности, а как о подарке отца. Мама сначала была против щенка. Как можно заботиться о щенке, когда они сами скитаются? Франтик ценой своей жизни спас хозяев, которые его приютили в сложный для них период жизни. Строки «Отец пустой земли терпеть не может» говорят о его трудолюбии. Рассказ заставил задуматься о доброте, преданности и сочувствии. Благодаря таким рассказам в людях просыпается милосердие. Развернуть
Генов Павел Юрьевич, г. Коряжма, Архангельская обл. 18.02.2020Ф. Абрамов в этом произведении взглянул на жизнь колхозных лошадей незамутненными глазами ребенка. Маленькое, но доброе сердце мальчика, обожгли слезы молодой еще кобылки Рыжухи. Услышав от старой кобылы, в уста которой автор вложил собственные воспоминания, о былой жизни лошадей, Рыжуха спрашивала маленького хозяина: "Почему все переменилось? Было ли оно, лошадиное счастье?" Было. Автор помнит те времена, когда лошадей холили и лелеяли, ведь они были кормилицами, верными спутниками в пути, радостью в праздник. А потом свобода уравняла всех. Лошади стали общие и ничьи одновременно. Они влачат жалкое существование, знают голод и нужду, непосильный труд старит их рано. От былого благоденствия остались лишь смутные горькие воспоминания. Автор призывает нас не разрывать связь с природой. С теми, кто строил мир, идя в ногу с человеком. Уважать и любить этих прекрасных животных - лошадей. Развернуть
Бондарева Ольга Васильевна, пос. Светлый, Архангельская обл. 18.02.2020Мне понравился рассказ "Собачья гордость". Меня поразила преданность пса. Рассказ очень душевный, даже жизненный.
Ходасевич Ева Алексеевна, г. Архангельск, Архангельская обл. 18.02.2020Несмотря на то, что «Безотцовщина» относится к деревенской прозе, в ней рассматриваются вечные проблемы. В первую очередь - это взаимоотношения личности и общества. На примере Володьки и Кузьмы показывается, как нелегко думающему человеку найти свое место в жизни. Абрамов мастерски изображает как равнодушием и попустительством общество создает проблемы. Так главный герой, смышленый мальчишка и отличный работник, однако его никто не воспринимает всерьез, считая человеком второго сорта. В отместку паренек постоянно эксплуатирует жалость окружающих, чтобы оправдывать свои проказы. Лишь встретив по-настоящему не равнодушного человека, Володька перестает изображать «сиротинушку» и проявляет свои лучшие черты. Карьеризм – это еще одна из проблем, которой коснулся в повести «Безотцовщина» Абрамов (краткое содержание выше). Ярким примером этого служит поведение главного врага Володьки – Николая. Красной нитью через все произведение проходит тема воспитания настоящего человека. Несмотря на то, что в Грибово вроде как немало хороших людей, только Кузьму выбирает себе в качества наставника Володька. Развернуть
Плесов Тимофей Константинович, г. Архангельск, Архангельская обл. 18.02.2020Автор описывает произошедшие события находясь в подавленном состоянии он характеризует себя измочаленным. Его ожидания не оправдались ведь новогоднего чуда не произошло. Так как в доме впервые не стояла ёлка. И поэтому его ничто не радовало. Но чудо всё-таки произошло и свет хлынул в его душу с приходом почтальона Оли. Пришло и осознание что духовные качества, честность, доброта и скромность приносят больше радости чем материальные. Развернуть
Гааг Ксения Алексеевна, г. Архангельск, Архангельская обл. 18.02.2020Потрясающая повесть! До слез жалко тружеников, своими руками отнявших у леса пашни, вырвавшихся из нищеты и - потерявших за это кто жизнь, кто свободу.
Меркушева Ирина Юрьевна, г. Кушва, Свердловская обл. 18.02.2020
Действие повести разворачивается в сельской местности в самый разгар лета, когда идет активная работа - заготовка сена на зиму. Предстоит изнурительный труд под палящим солнцем, да еще не в самых доступных местах, куда, что на коне, что без коня трудно добраться. Главный герой книги - пятнадцатилетний Володя, трагическая судьба которого заключается в том, что он растет без отца. Единственное, что знает он о своем отце, что его звали Максим. А кем он был и чем занимался, не припоминает ни один житель деревни, а мать Володи отмалчивается. Вся эта ситуация является причиной бесконечных насмешек и упреков со стороны сверстников, колхозников и начальства. Несмотря на это, в мечтах Володя видит себя «золотым человеком». Но от злости и ненависти к окружающим он занимает позицию равнодушного и безучастного индивида: работает спустя рукава, а то и отлынивает вовсе.
Единственный, кто не задевает парнишку почем зря, это Кузьма, который слов на ветер не бросает, работает на совесть и относится к людям по-человечески. И вот, однажды их вдвоем посылают далеко на Шопотки косить сено. Володе такое стечение обстоятельств не дает покоя. Нельзя однозначно сказать, как относится он к Кузьме. В нем бурлит разносол чувств. Презрение к Кузьме за «житейскую простоватость, неумение схитрить, извернуться, где надо», как это делали все в деревне от председателя до гармониста. И в тоже время Володя присматривается к Кузьме, прислушивается к его словам, иногда даже восхищается им. Чем сотрудничество таких разных людей может кончиться? Будет ли заготовлено сено, или сгниет трава, неубранная под дождем, став частью земли? Сможет ли вера и любовь Кузьмы поставить Володю на путь истинный, поможет ли обрести себя, или безмерная безразличность Володи заставит Кузьму опустить руки?
Эта повесть заставила меня задуматься о многом. О том насколько обстоятельства сильнее людей, как сильно они могут подавлять человека. И в то же время жизнь дает человеку шанс, маленький, но все же, изменить себя и свою жизнь к лучшему. И как каждый человек может способствовать этому. Безотцовщина для Володи является причиной многих его бед. Ему не хватает одобрения, похвалы и поддержки. Володя часто чувствует себя неуверенно и хочет сбежать, бросив все и всех. И с другой стороны, безотцовщина является преимуществом Володи. Как знать, чему Володя мог бы научиться от отца в деревне: пьянству, хитрости и лодырничеству. Без отца Володя как чистый лист, что дает ему возможность не переписывать чужую историю, а начать свою. Володю злят здешний быт и нравы, он чувствует, пора «кончать с этими порядочками». А как прекратить, он не знает, да и один в поле не воин. Кузьма со своими нравственными устоями показывает, что можно и нужно жить лучше. В конце повести в Володе прорастает семечко доброты, здравого смысла и заботы о ближнем. А сможет ли этот росток окрепнуть? Кому решать? Развернуть
В рассказе Абрамова передаётся грусть и печаль лошадей, а также вина героя перед ними. В рассказе описывается случай из жизни героя, который каждый день приходил в поле и кормил лошадей. Однажды, его любимая лошадь Рыжуха спросила: "Всегда ли лошадям жилось так тяжело, как сейчас? Бывали ли времена, когда лошадей уважали и любили?". И герой вспомнил, что раньше лошадей береги, ценили, называли "кормилицей" и отдавали им последний кусок хлеба.
Но герой ответил лошади лишь то, чтобы она не забивала голову ерундой и грызла хлеб. После герой понял, что он сделал что-то непоправимое и ужасное. Он почувствовал себя несчастным существом, из той лошадиной породы. Этот рассказ вызвал у меня чувство вины перед животными, грусть и тоску. Развернуть
Повесть «Поездка в прошлое» написана Ф. Абрамовым в 1974 г., а напечатана только в 1989 г. Почему полтора десятка лет она лежала под сукном? Что в ней крамольного? Ответ прост: в ней правда. Горькая, но правда. Классовую борьбу, страшные картины раскулачивания, революционный фанатизм он видел воочию на своей малой родине. С детства эти картины запали в душу. Хотелось рассказать правду, и писатель сделал это. В произведении описываются события 20-30 годах прошлого столетия. Давайте представим часовню — «угрюмую, черную постройку наподобие амбара… Со всех деревень тогда народ согнали. «На ура» крест стаскивали, чтобы наглядная агитация насчет бога была... А в тридцатом году что тут делалось… По два, по три мертвяка за утро вытаскивали. Из раскулаченных. С южных районов которые к нам, на Север, были высланы. Жуть сколько их в нашей деревне было! Все лето баржами возили. Все гумна, сараи были забиты, а в часовне в четыре яруса нары стояли!» Разве можно без комка в горле читать эти строки?
А вот другие. О «героях времени». Микша (прозвище Никифора Кобылина) восхищается своими дядьями, называя их настоящими революционерами. А кто они на самом деле? О Мефодии Кобылине говорят, что он «со своими головорезами в кажинной деревне безвинных людей сказнил, а в нашей волости зараз десять мужиков. Один одного лучше да крепче». Александр Кобылин «изнасиловал пятнадцатилетнюю девчонку, которая убирала комендатуру, а брат её — четырнадцатилетний пацан — убил дядю». Зато в областном музее до сих пор рассказывают легенды о его героической гибели якобы от рук классовых врагов. А отца Микши - честного человека, в тюрьму посадили в тридцать седьмом как «пособника международной буржуазии». Когда Мефодий предложил племяннику отречься от отца, тот послушался. Отказался от отцовской фамилии. И всё это не выдумки, а горькая правда жизни.
Жаль, что образцом для подражания были у Микши дядья, а не отец, который помогал людям, несмотря на то, что самому иногда грозила смертельная опасность. Все в округе поминают его добрым словом. Слишком поздно узнал сын правду об отце. Слишком поздно разочаровался в дядьях. Знаменитый дядя, герой гражданской войны оказался преступником. Перед Микшей Кобылиным, отрёкшимся когда-то от отца, презрительно захлопывают двери. Как после этого жить? И зачем? Вот почему он умирает. Его замёрзшее тело обнаружили на могильниках, куда он впервые в жизни пришёл на могилу отца, чтобы попросить у него прощения. Таков неутешительный финал повести.
«Жить по совести» - в этом Ф.А. Абрамов видел человеческое счастье. И с ним стоит согласиться. Действительно, муки совести не каждый может выдержать. Это писатель показал нам на примере судьбы Никифора Кобылина. А ещё он учил соотечественников не закрывать глаза на печальные страницы истории, в угоду кому-либо не отрекаться от прошлого, каким бы горьким оно ни было. Развернуть